Богатых тоже дурят
Три книжки вышли у Наталии Вико в издательстве “Дайджест”: “Египетская тетрадь”, “Пауки в банке”, “Мозаика любви и смерти”. И все как бы про разное: в “Египетской тетради” переселение душ, героиня до реинкарнации была дочерью фараона и жрицей храма, в “Окнах Якоба” (повесть входит в ту же книжку) тоже не без мистики, но это прежде всего боевик, где идет охота за научными тайнами. “Пауки в банке” -анекдот, где все всех обдурили. А “Женщина в интерьере счастья” (из этого же сборника) – трагикомедия. Там тоже все всех обдурили, но присутствует и некая философия жизни. По этой повести, кстати, снят фильм “Упасть наверх”. И уж совсем особняком стоит “Мозаика любви и смерти” -о том, как одну женщину любили два гения. А именно Зинаиду Райх – Есенин и Мейерхольд. Хотя нет, точнее – как актриса собирается сыграть Райх и входит в ее образ настолько, что и судьбы их как бы рифмуются.
Однако есть в книжках и общее. Везде главная героиня – роскошная женщина, у которой “все есть”, она как бы счастлива (вот именно – как бы!). И это не дорогие куклы, а личности творческие, духовно заряженные (с ними разговаривают Голоса!). Эти дамы снисходят к своим богатым и знаменитым мужьям. Они умны, благородны и бесстрашны. При этом умеют одеваться, как надо. Н. Вико со знанием дела описывает их заботы, их маршруты, их наряды. Вот Женя из “Женщины в интерьере счастья”: “Ей никто и сейчас не давал 38 лет, да, собственно, она никогда и не скрывала свой возраст. Особенно – перед женщинами. Что ж. Пусть попробуют в свои 38 выглядеть так же.
Шикарные длинные волосы, атласная кожа, тонкая талия, длинные изящные ножки безо всякого там “модного” сейчас целлюлита, высокая красивая грудь. Конечно, красота – это ежедневный труд, но, когда есть привычка к самодисциплине, этот труд не отягощает”. А платье! “Сшитое из новомодной и очень дорогой ткани с металлической нитью и эффектом сильной помятости, оно принимало те условия игры, которые ему предлагались. Вырез побольше, пожалуйста, разрез повыше, пожалуйста, хотите покороче – закручивайте, сколько надо…” Не то что подруга героини Светка: та одевалась “старательно”, однако главное ведь стиль!
Значительность Жени подчеркивается все время. И очень убедительно, так, что даже забываешь, что история с ней произошла, в сущности, анекдотическая. Подруга Светка ей завидует, давно спит с ее мужем, а в конце концов затевает ограбление. Муж, как выясняется, – подловатый провинциальный плейбой, из-за которого погибла девушка. А возлюбленный Жени, супермужественный создатель камина в ее квартире, оказывается, приехал в Москву мстить за ту погибшую девушку. Женю он соблазняет за триста долларов, обещанных все той же Светкой. И вот все разоблачены. Но смешная история описана как сугубо трагическая!
Героиня хочет покончить с собой. Однако ей является “фигура Хранителя”: “Ты говоришь жизни “стой”?” Отговорил, стало быть. Женя осталась с мужем. В конце повести – видимо, по прошествии многих пет – она летит в Лондон навестить их дочь. Словом, жизнь сложна, и не все в ней так просто, как кажется.
Есть у книжек и еще кое-что общее – обложка. На ней изображена сама Наталия Вико. И портреты эти подтверждают сугубую компетентность автора относительно всего, что касается роскошной жизни. Красивая дама (и именно лет 38), стильная блузка расстегнута до четвертой пуговицы, отличная стрижка, при этом курит длинную трубку. Начинаешь догадываться, что истории пересекаются с автобиографией – и тем интереснее. Во всяком случае мне. Какой-то новый слой жизни увидеть. Но если кто-то ищет детектива и мистики, крутизны – то они во всех повестях. Кроме, разве той, про
Мейерхольда и Райх – там все жути сентиментально.
Но учтены и запросы тех, кого интересуют детективы и мистика. Им расскажут историю о том, как безнравственный врач-убийца запихал в психушку собственного папу, чтобы тот не разоблачил преступный бизнес сына. Или как банкир захотел проверить чувства жены и брата: он им открывает тайну своего сейфа, а сам как бы погибает. И вот , в момент жуткой свары из-за наследства он является. Роковой момент! А один популярный телеведущии случайно оказался ночью в одном загадочном доме – и там такое творилось! Не говоря уж про Голоса, реинкарнации, Хранителей. Каждому, как говорится, свое.
А на мой взгляд сочинения Н. Вико отличает от множества подобных именно какая-то убедительность реальной жизни. Вот, к примеру, героиня думает о женах богачей -они “как правило, вторые и третьи. Их первые жены, при которых они росли, начинали рядовыми экономистами, которые вместе с ними голодали, переживали, плакали по ночам, теперь растят их первых детей. Без отцов. А их последующие жены… Кто-нибудь вообще задумывался о том, какая это интересная порода женщин – “секретарь-рэфэ-рэнт”? Ведь не каждая пойдет на такую работу. Нужен элемент мазохизма”.
О трудностях богатых – например, о том, как нелегко найти нынче приличного личного шофера – советую почитать в книжке. Кусок длинный, сокращать – только портить, а весь цитировать -очень длинно получится. Есть, есть у героинь Н. Вико своя правда.
Татьяна БЛАЖНОВА.
Московская правда 05.06.2001